маршруты
Москва—Абхазия
автопробег из Москвы в Абхазию и обратно за 6 дней
Общее расстояние: 4000 км на авто за 6 дней из зимы в лето и обратно

Маршрут: Москва – Краснодар – Сочи – Гагры – Красная Поляна – Туапсе – Адыгея (плато Лаго-Наки) – Краснодар – Москва

Транспорт: прокатный леворульный трипмобиль на коробке Renault Sandero 2014 г.

Бюджет: 30000 рублей с хвостиком на троих (включая аренду транспорта, платные дороги и топливо)

Текст и фотографии



Путники

СТАНИСЛАВ ГОНЧАРОВ

Экстемал-путешественник, альпинист, скайдайвер, движушая сила дальневосточного роупджампинга и команды DROPROPE. Придумал это путешествие в процессе автопробега по России, начатого 2 ноября 2015 года. Приверженец активных путешествий по Дальнему Востоку России и странам Азии с целью продвижения роупджампинга.

Водительский стаж – 1,5 года

Стаж путешественника – 5 лет

23 года, Владивосток



АЛЕКСЕЙ ЧИЖОВ

Инструктор по кайтсёрфингу и полётам в аэротрубе. Сооснователь бренда одежды FORT WEAR и проекта активного отдыха SUNKEEPER. Адепт экстремальных видов спорта и целенаправленных путешествий.

Водительский стаж – 9 лет

Стаж путешественника – 4 года

27 лет, Владивосток


ПОЛИНА РЫЖАЯ

Фотожурналист-путешественник, публицист. Ищет интересные истории «сверхлюдей» и «воинов света», чтобы рассказать о них другим. Продвигает концепцию жизни как приключения и авантюры. Тянется к природе. Разбавляет мужскую компанию. Перманентно подпевает под магнитолу.

Водительский стаж – 7 лет (а толку…)

Стаж путешественника – 4 года

25 лет, Владивосток
Предисловие

Дальневосточники странные. Там на другом краю земли море, крабы, Мумий Тролль и в сафари-парке тигр дружит с козлом и водители ездят на праворульных японках. Киш-миш – это не виноград, а ягода, напоминающая гибрид абхазского фейхоа с киви. Западом здесь называют отнюдь не Европу, а то, что волей судьбы оказалось за Уралом - Москву и Питер.

Спонтанно оказавшись в Москве, три путника из Владивостока решаются на эксперимент: за на 6 дней совершить леворульное путешествие на коробке русского производства, взятой в прокат, проехать «курортной западной тропой» и осмотреть достопримечательности, популярные среди поклонников индустриального туризма и экстрималов.

Что такое дорога? Это многокилометровая пустошь, серпантины, нелогичные повороты в чистом поле. Это проверка психики на прочность. А ещё – это свобода…


1-ые сутки: Дороги сплелись

Москва

Несмотря на столичность и монументальность, в подворотнях Москва скрывает тысячи потаенных местечек, помогающих организовать бюджетное путешествие. Здесь мы находим новенький автомобиль Renault Sandero 2014 года в аренду за 1350 р./сутки и, прорываясь через грязные снежные хлопья и многочасовые пробки на МКАДе, откуда остается попасть на заветную М4 – трассу, что ведёт прямиком к теплу, ароматам осеннего урожая и морскому дыханию. Едем на Юга!

До Краснодара ни много, ни мало – 1500 км, часть из которых занимает платная автострада, облагороженная, прямая как гитарная струна, а оттого скучная до невозможности. В ночных марш-бросках подобного рода водителю повезет, если на переднем сидении окажется болтливый пассажир, а на заднем мирно отоспится сменный водитель. Хотя М4 не такая уж скучная: как и киношная «трасса 60», таит тысячи загадок, как минимум заключенных в названиях населенных пунктов: как называют себя жители населённых пунктов Дворики, Веселая Жизнь и Тлюстенхабль?

А ещё ночь на М4 – это время дальнобойщиков, тех что как раз в числа поездки на Юга устраивали забастовки. Эти люди живут в дороге, чувствуют асфальт под колесами и подбирают автостопщика, чтобы поговорить хоть с одной живой душой. Вдоль трассы, помимо завидного числа автозаправок, полным полно круглосуточных столовок, кемпингов, зон отдыха. Здесь дальние путники принимают душ за 100 р. и отсыпаются, не тревожась ни о чём.

Краснодар

Рассвет застаёт нас на подъезде к Ростову-на-Дону, а вскоре на горизонте появляется славный город Краснодар, занятый подготовкой к Новому Году, но при этом никак не расстающийся с летом: за окном продавцы яблок, сортового мёда и +23.

Что делать в Краснодаре, если в запасе пара часов? Во всех деталях рассмотреть знаменитый европейский дворик внутри торгового центра «Красная площадь», а завернув за угол, посетить местную аэротрубу. Что мы и сделали, ведь в команде было сразу два инструктора по полетам в аэротрубе. Затем остается только купить ведро яблок – и двинуть в Сочи.


Сочи

Дорога до Сочи длится почти 8 часов. Вторая половина этого времени уходит на экстремальное движение по бесконечному серпантину вдоль побережья. Если ты не местный, то обязательно окажешься медленным и обгоняемым многочисленными кавказцами на Ладах и Нивах. Носятся они как ужаленные, и поначалу страшно. Но к этому привыкаешь, когда осознаешь, что это ритм горцев и нужно просто вовремя уступать им дорогу.

В знаменитый город-курорт мы прибываем уже в темноте. На улице Роз находим хостел за 300 р./ночь с человека. Оставляем вещи и отправляемся гулять по ночному Сочи. Здесь каштаново пахнет августом, улицы пусты (межсезонье), а витрины сказочно-завлекательны. Всюду кактусы, пальмы, мандариновые деревья и яркая иллюминация. И кажется богатейшее здание Почты России в стране здесь. В Сочи в принципе нет ощущения, что ты в России. Типичный европейский курорт, скорее напоминающий итальянский Римини.

В ускоренном режиме устраиваем ночной променад на набережной, отыскиваем Александрийский Маяк, любуемся чёрным Чёрным морем. И спать.


2-ые сутки: В поисках неведомой хурмы

Осень в Абхазии – это сон ценителя гастрономического изобилия. С октября по декабрь местные рынки превращаются в фруктовые ароматные развалы: мандарины, финики, киви…и хурма. Хурма здесь стоит копейки и не «вяжет». И если в родном Владивостоке хурма стоит 220 р./кг, то здесь она либо бесплатно падает на голову, либо стоит копейки. Этим рыжим солнечным фруктом славится Страна Души, где главная национальная валюта – «Спасибо».

Граница с Абхазией

Утро начинается с выезда из Сочи в сторону пограничного Адлера. В зеркале заднего вида остаются дорогие сочинские BMW, олимпийские объекты и чистые курортные улицы. Ехать до Гагр 60 км, и мы дерзко отправляемся преодолевать границу на арендованном авто. Другие способы попасть в Абхазию - на катамаране, автобусе, поезде, такси…или автостопом. Тут уже на любителя.

На границе очередь из машин. Авто сплошь советские, с переполненными фруктами багажниками. Переживания по поводу вывоза арендованной машины за пределы России рассеиваются: нет никаких проблем ни с досмотром, ни с проверкой паспортов и документов на авто. Выехать можно (и даже лучше) по российскому паспорту. Иногда и в него не смотрят. Девушка на паспортном контроле, узнав, что мы из Владивостока, вмиг забывает о своих обязанностях и заваливает вопросами о том, когда к нам в город-курорт лучше ехать отдыхать.

Гагры

Рождённому в СССР или в ранней постсоветской эпохе гражданину из ассоциаций с этим городом на ум приходит фразочка из киноэпопеи Гайдая некоей блондинки, которая с Якиным, бросившим свою кикимору намыливалась ехать в Гагры. А что там за Гагра такая, в единственном или множественном числе она произносится правильно, лично мы как истинные дальневосточники поняли не сразу. Въездная надпись в город гласит, что «Гагра» единственная. Но на деле Гагры две - новая и старая. И потому в разговорной речи принято употреблять множественное число.

Открывать для себя этот город нам захотелось через заброшенные здания и интересные с точки зрения экстремального потенциала объекты. В запустении и следах войны Абхазии и Грузии 1992-1993 годов - какая-то магическая привлекательность. Это сложно объяснить. Она в деталях. При том, что на улицах здесь далеко не так чисто, как в соседствующем курортном Сочи, забросы аккуратны.

За день мы успели посетить элеватор возле пирса в Старой Гагре и закрытый на межсезонье санаторий «Москва» с тенистыми аллеями, утопающими в запахах неизвестных южных цветов. Отправились на заброшенный железнодорожный вокзал, отыскали старую канатную дорогу. Затем в ускоренном режиме осмотрели достопримечательный железнодорожный тоннель на въезде в Гагру, и распрощались с закатом в Старой Гагре, где кое-кому даже удалось искупаться в остывающих водах Чёрного моря.

«В каждом даже небольшом приключении хорошо уметь поставить жирную точку - такой момент, который фокусирует все переживания путешествия, запоминается ярче всего […] Для меня в поездке в Абхазию это был он. Конец ноября, прекрасный закат, ледяная вода, отличный прыжок и, конечно же, офигенная компания рядом» (Лёша)

Встреча с пастухом

Это случилось после заката, когда Гагра погрузилась в вечернее смирение. Мы отправились вверх по уже привычным серпантинам и избитой дороге к смотровой площадке на горе Мамзышха, у подножия которой и раскинулась Гагра. В темное то там, то тут сновали по лесу как зомби, коровы. Десятки глаз пугающе сверкали в свете фар.

Мы добрались до смотровой, щелкнули пару кадров на длинной выдержке и решили, что для дальнейшего подъема на неизвестную гору лучше дождаться утра. На обратном пути остановились, чтобы сфотографировать "ночных коров". Вдруг из ниоткуда во тьме возник Пастух. Обрадованный появлением заплутавших путников, он настоял на том, чтобы показать нам пастушье жилище и некое "чудо света" - телёнка, родившегося 2 недели назад и по размерам не превосходившего собаки средней породы.

Так мы оказались в гостях у истинного абхазца. 3 года пастух живёт в горах с коровами. Зимой здесь, а летом - на высоте 2975 метров на соседнем хребте. Пастух рассказал о своей семье, подарил клык кавказской медведицы, и поделился воспоминаниями о войне, которая превратила прославленный советский курорт в заброс...

Принимать подарки и приглашения на ночлег в гостеприимной Абхазии считается ритуалом, объединяющим людей. Но ночевать мы отправились в Гагру в зарезервированный гостевой дом, впечатленные неожиданной встречей и переполненные вдохновением на продолжение пути.

3-и сутки: Жизнь после Олимпиады

Приграничный абхазский городок Псоу - мекка виноделия и приграничный фруктовый рынок. Здесь мы узнаем, что мандарины покупаются из багажника, что парковаться нельзя нигде и что допустимый лимит ввоза фруктов в Россию - 50кг на человека. Запасаемся дешёвой хурмой, киви, мандаринами и фейхоа – 15 кг витаминизированного сухого пайка в дорогу. Следующий пункт – Красная Поляна.

Красная Поляна

В маршрутном листе - посещение олимпийской деревни и заезд в Skypark длиннейшим в мире подвесным мостом Скайбридж (439 м) и аттракционом Bungy 207 от отцов-основателей банджи-джампинга AJ Hackett International. Прыжок банджи здесь стоит 12000-18000 р., а посещение моста 1000 р. Мы в этой поездке задались целью экономить, поэтому обошлись только мостом.

Парковка в парке многоуровневая: автомобильные чередуются (ВНИМАНИЕ) с вертолётными. Последних тут сразу шесть. В Bungy Bar у входа на мост для путника отыщется горячий кофе, уютный плед и сувенирка: худи, очки с деревянной оправой, брелоки, кружки и прочие атрибуты лайфстайла Skypark.

Едем дальше, вверх-вверх-вверх по серпантинам к заснеженным вершинам. Вдоль дороги у подножия кавказских хребтов ровным и чистый как альпийский снег раскинулся игрушечный город, пахнущий свежей краской и морозом. Красная поляна готовится к зимнему туристическому сезону. Теперь это место стало престижным европейским зимним курортом.

К вершинам тонкими канатами в стороны расходятся пока ещё не работающие подъемники. Трассы закрыты: искусственный снег появится здесь чуть позже. Полюбовавшись вершинами, спускаемся вниз и съезжаем на гравийную дорогу, извивающуюся меж ущелий и уходящей в сторону Кавказа. Дорога встречает нас строгой табличкой "Проезд строго запрещен. Возможны сходы солевых пород". Но кого это останавливает?

Обнаруживаем, что здесь начинается территория Сочинского национального парка с живописными видами. Вдоль гравийки - строительные агрегаты CAT. Вскоре тут появится адекватная дорога, безопасно и без рисков ведушая туриста прямиком в красоту.

Наступают сумерки...и мы, прощаясь с меккой спорта и здоровья, задержавшись ненадолго в Сочи, отправляемся ночевать в Туапсе. Завтра серьезный прорыв – Адыгея.

4-ые сутки: Заснеженная Адыгея

Туапсе

Как пусто в курортных городах в межсезонье… переночевав в пустом хостеле "Чайка", где накануне нас радушно приняли в полночь, расселили по отдельным комнатам и взяли 1090 р. с троих, ранним утром отправляемся на скалу Киселёва - любимый спот западнороссийских роупджамперов. Этот памятник природы в Туапсинском районе Краснодарского края - отвесная гладкая стена высотой 46 м и шириной 60 м.

«Казалось бы, всего несколько десятков метров, далеко не самый высокий экзит... Но кажется здесь я призналась себе, что по-настоящему боюсь высоты. И потому больше не увлекаюсь роупджампингом» (Полли)

Лаго-Наки (Адыгея)

Дорога через Адыгею сплошь неожиданные девяностоградусные повороты в чистом поле, сёла с незамысловатыми названиями типа Индюк и протекающими сквозь них речками типа Индюшка. Взять одно такое село, 50% занимают чуть покосившиеся дома, дворы с кавказскими стариками и детьми, а вторые 50% - кладбище.

Здесь нужен навигатор: горы повсюду, но цель – найти ту самую. Мы отправляемся в сторону Лагонагского нагорья, знаменитого альпийскими лугами плато на высоте 2 км. По гравийной дороге поднимаемся к вершине. Вдоль трассы пестрят лавочки с шубами, шапками, кинжалами, сортовым мёдом, поделками...

«Удивительное чувство – проснуться в курортном Туапсе, где на деревьях ещё висит хурма... а через полдня оказаться среди заснежных горных вершин в одной футболке» (Стас)

Добираемся до въезда в Кавказский национальный парк Лаго-Наки, одеваем термухи, рубашки, мембраны, перчатки (у кого что случайно оказалось с собой в рюкзаках). На входе платим 200 р. с человека и торопливым шагом направляемся смотреть на альпийские луга.

На вершине не слышно разговоров, а только скрип тиса и штормовой ветер. Кажется здесь 1800 м. Связи нет и проверить по приборам не получается… Но получается увидеть радугу вокруг заходящего за плато солнца, забыть о взрослости, дурачиться и радоваться, впитывая то, ради чего стоило так спонтанно срываться из города…

На ночлег к краснодарским друзьям-роупджамперам едем молча. В такие моменты словам не время и не место. Вот она – свобода.


5-ые сутки: Краснодарский руфинг или… дорога домой

Краснодар

Краснодар встретил радушно: такова традиция, согласно которой российские роупджамперы поддерживают друг друга, гостеприимно принимают путников и устраивают экскурсии по объектам (местам, где проводятся или проводились прыжки). Организаторы из команды Just Jump (ровесницы владивостокского Droprope) вписали нас у себя. Так мы не только немного сэкономили на хостэлах, но и завели хороших друзей.

В обед экскурсия на бывший объект – дом по адресу ул. Стрельникова, 82. Точку выбирали не сами, а просто приехали встретиться с хабаровской путешествующей командой #захлебушком и старым добрым другом бэйсером Лексом. Проникновение на частную территорию, столкновение с охраной, саркастичная Краснодарская полиция, отпечатки пальцев и вероятность того, что сегодня никто ни в какую Москву не поедет, а ночевать придётся в обезьяннике. Подробнее о том, как и почему так вышло, можно почитать в отчете #захлебушком - http://zahlebushkom.ru/kriminal/. А мы, обрадовавшись выходу по УДО попрощались с новым друзьями и двинули в Мосскву без всяких сожалений.


6-ые сутки: Возвращение блудных

Мы добрались до Москвы раньше, чем ожидали, не взирая на задержку в Краснодаре в отделении полиции. Обессиленными и уставшими снова ехали в ночь по М4, но добрались до Москвы. Подготовили уже родной красный трипмобиль к возвращению в автопрокат, сдали, на прощание перекусили в Subway и подвели финансовые итоги. Получилось примерно так:


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ


Что делать в следующий раз на том же маршруте? (Фото с блокнотом)


У меня давно нет дома. Нет ключей, которые бы звенели в каком-нибудь кармане и напоминали, что тебя ждут… Где-то есть дом родителей, где-то очень далеко, но никогда не было своих ключей и от него. Мой дом не закрыт на замок, а вот уже несколько лет умещается в 70-тилитровом рюкзаке. Перед тем, как мы спонтанно сорвались и поехали со старыми друзьями, я уже почти остановилась и остепенилась, твёрдо решив переехать в Питер. Отложила деньги на квартиру… и спустила их на путешествие! Ни о чём не жалею, ведь теперь на спине снова 70-тилтировый синий рюкзак и открытые дороги. (Полли)


Текст подготовила: Полина Рыжая


Что брать в поездку?
Одежду — быстросохнущую и влагоотводящую. Ветрозащитные штаны, комплект термобелья или беговая одежда. Кофта, перчатки и шапка из флиса. Для защиты от дождя и ветра достаточно мембранной куртки.

Мембранные ботинки промокли два раза, на мокрых мхах и при переходе брода, но удалось быстро высушить на солнце. Правильным решением будет оставить несколько пар теплых носков для ночевок и несколько треккинговых.

Для августа достаточно спального мешка на ноль градусов (комфорт), коврик, палатка. Не забудьте взять удобную одежду и обувь для стоянки. Фонарь не пригодится из-за полярного дня.

Для страховки на перевалах и бродах понадобятся две треккинговые палки (альпеншток) и каска.

Складную пилу. Леса встречаются, удаётся сделать костёр. Количество газа рассчитываем, исходя из соотношения 30 грамм на одного человека в день с некоторым запасом. Ремнабор: мультитул, материалы для ремонта снаряжения, палаток, обуви и одежды.

Рюкзак 65+10 литров и несколько гермомешков.
Раскладку еды составляем, учитывая, что для одного человека необходимо приблизительно 3000 ккал в день. Это примерно 700 грамм сухой еды: сублимированное мясо, крупы, сухофрукты, орехи, шоколад, сахар.

Кроме личной аптечки возьмите одну общую и одну экстренную — она должна быть под рукой для оказания срочной помощи. Пригодились эластичные бинты и мази — в первый день повредила связки голеностопа.

Для отслеживания маршрута — gps-трекер, топографическую карту и компас.

На случай травм, болезней и природных неприятностей, стоит заложить в маршрут дополнительную пару дней. Мы использовали два дня для полудневок и отдыха.

При выходе на маршрут встали на учет в контрольно-спасательной службе Куэльпорр по телефону 8 (81531) 588-95. При выходе на маршрут и с маршрута связывались с МЧС, сообщили количество участников похода и планируемый маршрут.
Made on
Tilda